Будущее диагностики

20 июля началась подконтрольная эксплуатация уникального, не имеющего аналогов в мире, автономного высокоточного диагностического комплекса «ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus», установленного на высокоскоростном поезде «САПСАН».

Совсем недавно, в сентябре прошлого года, был подписан «Меморандум о сотрудничестве в области организации комплексной диагностики состояния инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Этот документ дал старт совместному проекту ОАО «РЖД», НПЦ ИНФОТРАНС и SIEMENS AG по оснащению высокоскоростных пассажирских электропоездов «Сапсан» системами диагностики инфраструктуры. В феврале этого года, после завершения необходимых организационных процедур, началась активная фаза проекта и вот в начале июля уже проведены комиссионные приемочные испытания.

Вся эта напряженная работа, в которой принимали участие представители разных организаций, шла под постоянным контролем со стороны старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича. В решении всех организационных вопросов, неизбежно возникающих при выполнении сложного проекта, большую помощь оказывали специалисты Департамента технической политики, Дирекции скоростного сообщения и Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

Этот проект является первой ласточкой той новой системы диагностики и мониторинга, которая сейчас прорабатывается в рамках создания «Концепции развития систем диагностики и мониторинга объектов путевого хозяйства на период до 2025 года».

До настоящего времени высокоскоростная диагностика ограничивалась либо установкой систем-индикаторов взаимодействия пути и подвижного состава, выполняя лишь контроль ускорений его ходовых узлов, либо ориентировалась на сверхдорогое решение по созданию диагностического комплекса на специально выделенном высокоскоростном поезде.

Впервые диагностическое оборудование высокого уровня точности и достоверности, широкой номенклатуры контролируемых параметров, отличающееся полной автономностью работы, установлено на обращающемся пассажирском составе, в особенности, на высокоскоростном поезде.

Реализованные в проекте решения по ведению диагностики одновременно с перевозкой пассажиров позволяют полностью исключить влияние диагностики на перевозочный процесс. Не требуется выделение отдельного локомотива, специальных ниток графика для проведения обследования. При этом обеспечивается высокая периодичность контроля состояния высокоскоростных магистралей в условиях реального взаимодействия высокоскоростного подвижного состава с инфраструктурой. Всё это вместе дает возможность вести эффективный мониторинг и прогнозирование развития инфраструктуры высокоскоростных магистралей в целях заблаговременного предупреждения и недопущения её перехода в опасное состояние.